Фотоальбом


МОЖАЙСКИЙ РАЙОН
в объективе фотографа
военных лет





Генерал армии Жуков . Западный фронт. 1941 год.

Артиллеристы
в районе Можайска. 1941 год.


генерал Панфилов в районе Волоколамска. 1941 год.


Кавалеристы
генерала Доватора
в районе Минского шоссе. 1941 год.




ХОЧЕТСЯ ПРО УВАРОВКУ СПЕТЬ...

1.
ПУЛЕМЕТНОЮ СТРОЧИЦЕЙ
ЗА МЕЧТОЙ НЕ ПОСПЕТЬ...
КАК ДУШЕ НАШЕЙ ХОЧЕТСЯ
ПРО УВАРОВКУ СПЕТЬ!

ПРИПЕВ:
И КАК ТОЛЬКО УСЛЫШЕТСЯ
ЭТО СЛОВО ОДНО,
СРАЗУ РАДОСТНЕЙ ДЫШИТСЯ
ТАК НАМ СВЯТО ОНО.

2.
БУДИТ ПАМЯТЬ БЕЗБРЕЖНАЯ,
СЛОВНО В ЮНОСТЬ ЗОВЕТ, -
В НЕЙ УВАРОВКА ПРЕЖНЯЯ
НЕИЗМЕННО ЖИВЕТ.

ПРИПЕВ

3.
ПОД СНАРЯДАМИ-ЛУНАМИ
НАД СВОЕЙ ГОЛОВОЙ
МЫ ШАГАЛИ ВСЕ ЮНЫМИ
ЗА УВАРОВКУ В БОЙ.

ПРИПЕВ

4.
И ПРОЙДЯ СКВОЗЬ ПОЖАРИЩА,
СКВОЗЬ УБИЙСТВЕННЫЙ ДЫМ,
ПОМНЯ ПАВШИХ ТОВАРИЩЕЙ,
КРАЙ РОДНОЙ МЫ КРЕПИМ

ПРИПЕВ

5.
В ЖИЗНИ МНОГО ИСХОЖЕНО
ДО В ВИСКАХ СЕДИНЫ...
НЕТ НА СВЕТЕ ДОРОЖЕ НАМ
ДОРОГОЙ СТОРОНЫ


20.06.73























ИХ БЫЛО ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ.
А нас было всего шестеро!

Отчёт о проведении похода третьей степени сложности по Можайскому району Московской области 18-21 июня 2011 года.


Идея этого похода принадлежит пионеру-кибальчишу Сергею Огурцову. Традиционно, в летний период пионеры, искры и новички РПО "Раменки выходят в сложные: степенные и категорийные походы.Местом проведения походя 18-21 июня 2011 года был выбран Можайский район Московской области, где в 1941 году разворачивались драматические события Московской битвы, 70-летию которой мы и посвятили поход. А ещё, мы посвятили поход подвигу "10 тысяч" - нашему десанту, выброшенному с самолётов близ посёлка Уваровка, и на 99% погибшему: из 10 тысяч на место сбора пришло всего 100 человек.
Мы не поисковики, но побывать в этих местах мы посчитали своим долгом.





Состав группы:
1. Старший пионер Ванесса ПИЛЕР - командир похода.
2. Старший пионер Николай КОНТОРОВИЯ - штурман,
3. Пионер-кибальчиш Михаил КУПЦОВ - завхоз по снаряжению,
4. Новичок Александр ДУГАНОВ - завхоз по питанию,
5. Новичок Андрей ПОПОВ - летописец и фотограф.
6. Ст. инструктор МГПО Вадим Роальдович ПИЛЕР - руководитель похода.

Собравшись в Пионер-клубе, проверив снаряжение, докупив недостающие продукты, мы выдвинулись к станции Кунцево Белорусского направления Московской железной дороги, где, купив билеты на Гагаринскую электричку до станции Уваровка, мы, довольные хорошим началом похода, получили ещё один приятный сюрприз в лице собравшегося почти в те же края, что и мы Дмитрия Шулейко, человека, работавшего в нашей организации с конца 80-х до 1994 года, с именем которого связано немало интересных и весёлых моментов в истории нашего пионерского коллектива.


ПЛАН МАРШРУТА ПОХОДА






УВАРОВКА.
Пункт первый


Поселок Уваровка, возник в конце 19 века вокруг одноименной железнодорожной станции Смоленской железной дороги Москва-Смоленск на месте бывшей деревни Покров Гжатского уезда Смоленской губернии. И станция и в дальнейшем посёлок носят имя графов Уваровых, три поколения которых жили неподалеку от поселка в селе Поречье. Они сделали очень много для здешних мест, для России и для мировой науки, поэтому жители посёлка гордятся тем, что поселок Уваровка, носит их имя. Подробнее о посёлке Уваровка смотрите на официальном сайте посёлка




Выйдя из электрички, кстати, именной, памяти 50-летия первого полёта человека в космос, не забыв отметить в кассах станции "Уваровка" наш маршрутный лист, мы пересекли Привокзальную площадь и оказались в парке с красивыми, но слегка обветшалыми дорожками, главными достопримечательностями которого стали: памятник В.И. Ленину, сооружённый к столетию вождя в 1970 году и двумя братскими захоронениями - воинов Красной Армии и партизан. (см. фото ниже)
К чести жителей посёлка, мы должны заметить, что памятники, все, без исключения, находятся в прекрасном состоянии, за ними постоянно ухажиаают, и от памятника вождю никто (отдавая дань политической моде) не убирает цветы.

.



ОТ УВАРОВКИ ДО МИНСКОГО ШОССЕ.
Эх, дорога...


Встав в походную колонну, преодолев ворчание Коли и Миши, о том, что ходить надо быстро, мы отправились по местному шоссе в сторону Минского шоссе, где и предполагали, разведав местность, остановиться на ночлег.
Задача дня - пройдя 12 км. дойти до мемориала "Их было 10 000"


У деревни, а скорее - дачного посёлка Власово, мы остановились на 5-минутный привал и решили пополнить запасы питьевой воды во флягах. Обратились к местным жителям, но вместо того, чтобы показать нам колодец, нам просто накачали воды из скважины и ещё дали "баклажку" на 5 литров с собой. Приятно. Спасибо добрым людям.
Второй. десятиминутный привал мы устроили на высоком берегу оврага, по которому протекает маленькая речка с таким грозным названием - Колочь.
Время летит быстро. Следующая остановка - деревня Хващёвка.





Какая красота! Эти фотографии (выше) сделаны на технической остановке совсем недалеко от Хващёвки. Примерно в полутора километрах. Какое раздолье! Разве дома, в Москве можно ТАК наслаждаться летом?



Так как поход был посвящен тому погибшему десанту, мы ещё внимательнее вглядываясь в окружающую нас местность, искали следы тех боёв. Пройдя от мемориала около 2 км, в сторону дер. Вишенки, мы приготовились встать на ночлег. Местность, на которой мы остановились, настолько была изрыта окопами и ходами сообщений, настолько заросла ельником, что на предполагаемой точке ночлега останавливаться было нельзя. Пришлось отправлять разведчиков. Через 15 минут место было найдено на противоположной стороне Минского шоссе. На месте ночёвки – небольшая полянка и практически не тронутый много лет ельник (нижние сухие ветки елей никто не ломал, не было и иных следов недавнего присутствия человека).
Практически не используя топоров, мы, заготовив немалое количество хвороста, развели костёр, натянули тент и установили палатки…



Проснувшись около 8:30, мы, пока питатели готовили завтрак, обнаружили следы от окопов и землянок, что располагались на опушке леса метрах в 50 от нашего бивака. И если на противоположной стороне шоссе направление стрелковых ячеек было ориентировано «от Москвы», то тут ячейки были направлены в сторону Уваровки, перпендикулярно Минскому шоссе.
Позавтракав и проведя пионерскую «Операцию «Нас здесь не было» - собрав рюкзаки и приведя место бивака в первозданно чистое состояние, закопав мусорную яму и костровище - мы вышли на маршрут.



Первый переход второго дня пути закончился у родника в дер. Вышнее, где мы безуспешно пытались отметить маршрутный лист, разыскивая хоть какую-то власть или магазин.
Следующий переход – на деревню Бурцево. Выйдя из Вышнего по грунтовой проезжей дороге, мы прошли около 2 км до поворота на дорогу в сторону дачных участков, выложенную железобетонными плитами с участками старого асфальтового покрытия. Дорога шла через заболоченный луг. По пути встречались участки подгоревшего в пожарах 2010 года участки леса. Торфяники. Затем, ещё через 2-3 км мы вышли к плотине, перекрывающей реку Протва.




Обратив внимание на большое количество виноградных улиток, мы двинулись по дороге дальше и вышли к развалинам, на карте не указанным. После общения со сторожем данных развалин, выяснили, что это – бывший пионерский лагерь, а теперь- частная территория. Нужно идти в обход. Пошли по дороге, некогда опоясывавшей лагерь по периметру, и вышли к просёлку, по которому осуществляется движение автомобилей. Пройдя по просёлку ещё около часа, мы вышли к небольшому ( около 40 домов) дачному посёлку. Попытки найти дорогу на Бурцево самостоятельно успехом не увенчались. Пришлось проводить опрос местного населения. Оказалось, что дороги, указанной на карте 2007 года, давно не существует. Есть калитка в заборе дачного кооператива, через которую можно выйти на НАПРАВЛЕНИЕ в нужную нам сторону. Отойдя примерно на километр от дач, мы устроили обеденный привал на опушке сосново-смешанного леса. И после обеда, продолжили путь по маршруту. В высокой траве едва находился путь, и пришлось больше ориентироваться по компасу и внешним ориентирам. Через полчаса мы вышли к берегу речки Протва.
Переправа через Протву была делом не сложным, так как берега твёрдые – там некогда был брод-переезд, и берега не успели заболотиться. Участники группы накидали камней, сделав кочки, по которым обладатели берец смогли перейти речку не снимая обуви. Затем, были перенесены рюкзаки и натянута верёвка – перила, и остальные, разувшись, перешли на другой берег. Ширина речки около 2, 5 метров, глубина около 30 см.



Совершив переправу, группа вышла на окраину дер. Бурцево. Там мы тоже не смогли отметить маршрутный лист всвязи с отсутствием власти, но местный житель, 50 лет отработавший в московском Метрострое, напоил нас парным молоком, и мы с удовольствием знакомились с его домашней живностью: стадом баранов, коз, стаей гусей, лошадью…




Выйдя из Бурцева, мы прошли через лес и поле, некогда бывшее колхозным и, и попали в деревню Бедняково, откуда, уже в десятом часу вечера вышли к минскому шоссе, в районе дер. Цуканово, а точнее – к бывшему автосервису. Готовя ночлег, мы отправили разведчиков, которые с трудом, но нашли место для ночёвки. А покуда разведчики бегали, остальная группа посетила мемориал воинам-дорожникам, расположенный на минском шоссе, в 300 метрах от места нашего выхода на дорогу.




Дождавшись Мишу и Сашу, принесших воды для ужина, мы вышли на место ночёвки и быстро приготовив ужин заснули. Над нами шумели ели и сосны, а также под раскаты грома и блеск молний всю ночь шла гроза. Спалось нам великолепно!



Утром, во время завтрака, к нам вышел на бивак местный дачник, который уточнил нам неясные моменты пути. Позавтракав и проведя «Операцию «Нас здесь не было» мы двинулись в сторону 131 км. Минского шоссе.




На перекрёстке у 131 км. Мы посетили магазин, помыли посуду на бензоколонке и пошли в сторону деревни Фёдоровское. У Фёдоровского, на берегу озера мы устроили привал. Затем, пройдя ещё несколько километров мы подошли к дер. Бурково, встав на границе деревни и леска у реки Колочь, осмотрели поля и двинулись в сторону Рогачёво.



В лесополосе у дер. Рогачёво мы устроили привал и поздний обед с тем, чтобы выехать в Москву не 21-го, как планировали, переночевав в лесу, а 20-го июня, последней электричкой (в 21.50), которая ближе к часу ночи 21 июня привезла нас со ст. Колочь ( 2 км. от дер. Рогачёво) на станцию Кунцево, в Москву.




Фотографии страницы: А.Попов, В. Пилер, интернет.






Официальный сайт ТПО РДОО "МГПО" РПО "Раменки"

Автор сайта - старший инструктор МГПО Пилер В.Р. (с)
Редактор сайта - Константинов А.И. (с)
Все права принадлежат РСПО "Раменки"
При любом использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz