КОДЕКС ИНСТРУКТОРОВ ПИОНЕРИИ
ВВЕДЕНИЕ:
- Кодекс Инструкторов
Пионерии, членов МГПО (далее Кодекс) является одним из основных документов
Московской городской пионерской организации, регулирующих деятельность
взрослых членов МГПО, определяющий позицию Инструктора в детско-взрослой организации,
основные требования к нему как к взрослому члену организации, выполняющие
особые, «взрослые» функции в ней.
- Положения Кодекса
основываются на важнейших документах МГПО: Законах и обычаях пионеров,
членов МГПО, Положении «О взрослом членстве в МГПО», правах и обязанностях
пионера, члена МГПО, а также специальных решениях Московского городского
пионерского Слёта (VII Слёта
МГПО), регулирующих особые права, обязанности и ответственность
Инструкторов Пионерии в МГГПО.
- Кодекс состоит из
введения и двух частей: Памятке «Инструктор, помни!», и собственно
Кодекса.
- Первая часть -
Памятка «Инструктор, помни!» в краткой форме определяет позицию
Инструктора в организации по отношению к пионерам, коллегам-инструкторам,
всей организации.
- Вторая часть
содержит серию требований к Инструктору, норм, регулирующих основные
стороны отношений Инструктора, складывающихся в процессе его деятельности
в МГПО: «Инструктор – Организация», «Инструктор – пионеры», «Инструктор –
инструктора», а также требования к его личности, личности взрослого,
работающего с детьми, члена детско-взрослой, пионерской организации. Это
требования сформулированы как рекомендации, указания, собственно
требования и запреты.
- Следовать духу и
букве Кодекса – долг каждого Инструктора Пионерии, члена МГПО. Нарушение
требований Кодекса может повлечь за собой дисциплинарные взыскания по
отношению к Инструктору, рассмотрение вопроса о нём на Суде Чести. Грубое
нарушение Кодекса может быть основанием для рассмотрения вопроса об исключении
Инструктора из рядов МГПО.
- Главным органом,
призванным контролировать выполнение Инструкторами Пионерии, членами МГПО
Кодекса Инструктора Пионерии, является Суд Чести Инструкторов МГПО.
- Кодекс принимается
Конференцией Инструкторов Пионерии, членов МГПО. Предложения по изменению
и дополнению текста Кодекса могут исходить от общего сбора сводной
инструкторской дружины МГПО или от МГСПО.
ПАМЯТКА «ИНСТРУКТОР, ПОМНИ!»
1.
Инструктор, помни!
ТЫ – СТАРШИЙ ТОВАРИЩ ПИОНЕРАМ!
В пионерской организации взрослому важно правильно
определить свою позицию, мы – товарищи, а это означает:
- Ты – не начальник,
- Ты - не
надсмотрщик, не погоняла
- Ты – не сторонний
наблюдатель
- Ты - не опекающая малышей нянька
- Ты – не учитель,
преподающий предмет и контролирующий учебный процесс
2.
Инструктор, помни!
МЫ - ПИОНЕРЫ!
Мы – старшие товарищи пионерам, и сами тоже пионеры, а
это означает:
- Мы работаем не
только «с коллективом», но «в коллективе»
- Мы строим жизнь
организации на принципах равенства, равноправия, доверия, взаимного уважения
и высокой требовательности ко всем без исключения;
- Мы вместе с ребятами в горе и в радости,
в труде и на отдыхе.
- Мы «чуть впереди»,
в том смысле, что ведём за собой, стремимся быть примером пионерской
позиции, пионерской жизни во
всём.
- Мы «первые среди
равных»: у нас столько же прав, сколько у ребят, но гораздо больше
обязанностей
3.
Инструктор, помни!
ПИОНЕРЫ – ТВОРЦЫ, СОЗИДАТЕЛИ, КОЛЛЕКТИВИСТЫ!
Настоящими товарищами становятся в общих,
по-настоящему пионерских делах, а это означает:
·
Наша общая цель - делать жизнь чище, краше и добрее.
·
Наша деятельность всегда
направлена на радость, пользу стране, людям, нам самим; на защиту правды,
добра, справедливости.
·
Наши дела коллективные,
их мы готовим и проводим вместе.
·
Наша жизнь творческая:
мы вместе познаём жизнь и самих себя, открываем и создаём новое в себе, в
людях, в жизни.
·
Наша жизнь насыщена романтикой, тайной, игрой, поиском.
4.
Инструктор, помни!
ИНСТРУКТОРА – АВАНГАРД МГПО
У Инструкторов Пионерии есть свои, «взрослые функции», а это означает:
·
Мы, Инструктора –
передовая часть организации, действующая активно, самоотверженно, по-пионерски
убеждённо;
·
Мы, Инструктора –
пропагандисты и агитаторы за организацию, делающие всё для укрепления её
позиций в обществе, решения её проблем
·
Мы, Инструктора –
защитники организации, встающие, если это надо, на битву за неё, за каждого
пионера.
·
Мы, Инструктора –
педагоги в организации, делающие всё, для того, чтобы ребята росли Гражданами
своей Отчизны, людьми честными, умными, добрыми, трудолюбивыми и умеющими
критически мыслить.
·
Мы, Инструктора – творцы
организации, мы созидаем её, лечим её недуги, вместе с ребятами ищем для неё
пути вперёд.
5.
Инструктор, помни!
ИНСТРУКТОРСКАЯ ДРУЖИНА МГПО – НАШ КОЛЛЕКТИВ
Ты не один в нашем трудном деле, нас много, и все мы –
товарищи по общему делу, а для этого:
·
Нам надо крепить единство сводной инструкторской дружины МГПО
– костяка нашей организации;
·
Нам надо строго
следовать инструкторской, пионерской дисциплине, требованиям Кодекса
Инструкторов, не допускать отступления от этики вожатого и педагога.
·
Нам надо быть
внимательными друг к другу, чтобы каждый чувствовал, что он среди своих
товарищей; помогать друг другу, подставляя своё плечо, не ожидая просьб и подсказок;
·
Нам надо быть
уважительными, но и требовательными друг к другу, чтобы каждый смог стать
Инструктором Пионерии;
·
Нам надо учиться,
познавать Мир, детей и нашу сложную вожатскую профессию, чтобы удалось то, ради
чего мы стали Инструкторами Пионерии.
КОДЕКС ИНСТРУКТОРОВ ПИОНЕРИИ, ЧЛЕНОВ МГПО:
1.
ИНСТРУКТОР И ОРГАНИЗАЦИЯ
Инструктору необходимо помнить:
- Инструктора должны
делать всё для того, чтобы организация была и оставалась пионерской;
несоблюдение инструктором пионерских Законов, традиций и принципов жизни –
недопустимо.
- Инструкторам следует
сделать всё для сохранения и укрепления единства МГПО: обособление или
противопоставление коллектива всей организации – серьёзнейшее нарушении
принципов жизнедеятельности и пионерских традиций.
- Инструктора должны
воспринимать всю МГПО как наше общее дело и нашу общую заботу. Не
замыкайся в делах и проблемах своего коллектива, участвуй в меру сил и
опыта в общих делах, решении общих проблем: выстоит вся организация, проще
будет выстоять каждому её коллективу.
- Наши союзники – это
те, чьи цели не противоречат нашим. Доброжелательно относись к их
предложениям о сотрудничестве; ищи с ними компромисса, но не в ущерб детям
и общему делу ради сомнительной выгоды.
- Нельзя допускать
использования нашей организации, пионеров, ради решения чьих-то задач.
2.
ИНСТРУКТОР И ПИОНЕРЫ
Для Инструктора недопустимо:
- Навязывать ребятам
свои религиозные или политические взгляды; вовлекать в их в религиозную
деятельность или в политическую борьбу.
- Переманивать ребят
из одного коллектива в другой.
- Использовать свой
авторитет, влияние на детей для достижения своих личных целей, идущих в разрез с целями нашей организации
- Демонстрировать свои
дурные привычки, допускать их распространение в организации, отказываться
от борьбы с их наличием в организации.
- Опускаться до
панибратства и пошлости в общении с пионерами.
- Унижать товарищей;
оказывать на них грубое давление. У нас есть другие методы: убеждение,
побуждение, просьба, совет и т.д.
- Требовать от ребят того, что инструктор сам не
может, не хочет, не считает важным и нужным, чего не прошел сам.
Инструктор должен:
- Так организовать
жизнь и деятельность своего коллектива, чтобы каждого пионера обеспечить
делом по душе и по плечу;
- Способствовать
росту, развитию и укреплению своего пионерского коллектива, помня, что
коллектив - инструмент для развития каждой личности.
- Создать условия для
роста каждого пионера как человека и как члена пионерской организации.
- Строить внутри
коллективные деловые и межличностные отношения ребят, стремясь к
максимальному развитию пионерской самодеятельности, укреплению пионерской
дружбы и товарищества; к тому, чтобы каждому в коллективе было комфортно.
- Стремиться видеть и
чувствовать, знать и понимать каждого пионера; уметь ненавязчиво быть
рядом, чтобы помочь, поддержать.
- Знать и бережно
относиться к здоровью, эмоциональному и духовному состоянию ребенка, представлять себе обстановку в
его семье, чтобы вовремя и правильно реагировать.
- Уметь общаться с
родителями ребенка, его учителями так, чтобы не навредить, а, если
необходимо, защитить пионера; стремиться сделать этих взрослых нашими
союзниками.
- Заботиться о
пионерах, защищать их права, честь и достоинство, но особо важно - жизнь и
безопасность.
Инструктору необходимо помнить:
- У нас в организации
нет своих и чужих детей – все наши пионеры - объект общей заботы и общих
требований, но у каждого из нас имеется персональная ответственность за
конкретных ребят в конкретное время и постоянная ответственность за ребят
своего коллектива.
- Мы не просто учим
ребят, мы вместе с ними познаем жизнь, открываем ее, в том числе и для самих себя; мы вместе с
ними творим и создаем новое.
- Нам необходимо уметь
услышать ребячьи идеи и вместе воплотить их в жизнь – вот наше искусство.
- Свои знания, опыт,
умения надо стремиться обогащать и использовать для того, чтобы завоевать
доверие, и авторитет у пионеров, во имя того, чтобы способствовать росту
их личного, человеческого уровня.
- Необходимо уметь
видеть и понимать мир глазами ребят, серьезно относиться к проблемам, с
которыми они сталкиваются, к проблемам своего коллектива, чтобы суметь их
разрешить.
3.
ИНСТРУКТОР И ИНСТРУКТОРА
Для Инструктор недопустимо:
- Грубить, унижать
товарища и коллегу.
- Подводить товарищей
и коллег своей необязательностью.
- Лгать и
изворачиваться. Если не можешь выполнить взятое на себя, позови на помощь
– тебе помогут.
- Выяснять с ребятами
и при ребятах отношения между инструкторами, обсуждать их действия.
- Нарушения
согласованных инструкторами (группами инструкторов) позиций при подготовке
дел, решении тех или иных проблем, затрагивающих интересы коллектива или
ряда коллективов.
- Использовать свое
обаяние и авторитет для «продавливания» решений органов пионерского
самоуправления, не согласованных инструкторами.
- Увлекаться
дискуссией с коллегами в присутствии детей, в процессе обсуждения и
принятия решений органами пионерского самоуправления.
Инструктор должен:
- Строго выполнять
решения, принятые Слетом, общим сбором, конференцией Инструкторов общим
сбором инструкторской дружины, отряда, (когда они уже приняты).
- Крепить
инструкторское товарищество и солидарность.
- Взаимодействие с
ребятами другого коллектива строить, согласовывая с его инструкторами.
- Отстаивать общие,
зафиксированные в инструкторских решениях, документах и в Кодексе, позиции в работе со своим
коллективом, тем самым, укрепляя авторитет инструкторов и всей организации.
- Растить себе
инструкторскую смену.
Для инструктора необходимо помнить:
- Советуйся с
товарищами, когда не знаешь, как поступить.
- Уважай мнение
коллег-инструкторов, прислушивайся к нему, в том числе, если это касается
твоего коллектива, твоих пионеров.
- Необходимо добиться
разделения функций и сфер влияния между инструкторами в одном коллективе,
во избежание конфликтов, с учетом возможной взаимозаменяемости.
- Без взаимной
поддержки и инструкторской взаимопомощи дело может пострадать.
- Надо уметь брать на
себя заботу о коллеге, уставшем, заболевшем, занятом; бережно относиться
друг к другу и не отказываться от заботы товарища о тебе самом.
***
Инструктор, помни!
БЫТЬ ИНСТРУКТОРОМ – ЭТО ТРУДНОЕ ДЕЛО
Для того, чтобы стать настоящим Инструктором:
·
Будь честен и открыт с
пионерами, не бойся трудных дел и грязной работы, не уходи от острых вопросов и
сложных проблем
·
Соизмеряй свои силы.
Если взял на себя обязанности в организации, выполняй их полностью.
·
Учись, чтобы учить
других; овладевай вожатским, педагогическим и психологическим мастерством для
работы с детьми.
·
Старайся, чтобы в тебе
было «всё прекрасно»; всегда имей опрятный вид, не забывай форму и галстук,
ведь мы – лицо организации
·
Старайся быть сам много
умеющим, интересным ребятам человеком: танцором, певцом, эрудитом, умельцем, а
ещё – романтиком, мечтателем, фантазёром. И тогда ребята поверят тебе, пойдут
за тобой!